Чем лучше заправлять чиллер: антифриз или вода?

Современное промышленное оборудование, которое используется на большинстве производственных предприятий, позволяет в автоматическом режиме выполнять сложнейшие операции по раскрою, гравировке, фрезеровке и т. д. Материалами для работы может выступать практически все что угодно: ткань, мех, дерево, резина, пенопласт, картон, оргстекло, камень и многое другое. Характерными особенностями станков с ЧПУ являются очень высокие показатели скорости работы и качества выпускаемых изделий, которые не снижается с течением времени и не зависят от технологической сложности поставленных задач.

Ввиду интенсивной работы, которая зачастую ведется в круглосуточном режиме, некоторые ключевые элементы оборудования подвергаются высоким нагрузкам, ведущим к перегреву. Это может повлечь за собой выход из строя инструмента или даже всего станка. Особенно опасно чрезмерное повышение температуры для газовых излучателей, установленных в аппаратах лазерной резки. Активная среда, закачанная в стеклянную колбу, начинает разлагаться, что ведет к резкому снижению мощности и скорости луча и сокращает эксплуатационный период дорогостоящего изделия более чем наполовину.

Для предотвращения подобных ситуаций лазерные трубки и шпиндели фрезерных станков оснащают водяными рубашками — внутренними полостями, заполненными непрерывно циркулирующей жидкостью, которая выступает в роли охлаждающего элемента. Для маломощных инструментов, либо при работе в щадящем режиме, эта мера является достаточно эффективной. Однако для высокооборотистых двигателей и излучателей с высокими мощностными параметрами встроенного жидкостного охлаждения недостаточно, поэтому к оборудованию подключают дополнительный внешний источник охлаждения, называемый чиллером.

Немного о чиллере

Чиллеры представляют собой активную систему охлаждения, объединяющую насос, жидкостный бак, радиатор и вентилятор. Компактное устройство подсоединяется к оборудованию шлангами и может находится как в непосредственной близости со станком, так и на некотором удалении от него, что зачастую бывает намного удобнее. Под давлением насоса хладоноситель из водяной рубашки попадает в радиатор, где подвергается принудительному обдуву вентилятором и охлаждается до заданной температуры, после чего подается обратно к инструменту. За контролем терморегуляции и скорости потока следят встроенные в чиллер датчики, снабженные блоком управления настройками и системой автоподдержания заданных параметров.

Вода или антифриз — что лучше?

Этот вопрос неизбежно возникает у всех обладателей станков с ЧПУ, а приверженцы каждого из методов разделились примерно на два одинаковых лагеря. Ниже будут рассмотрены оба варианта с перечислением основных плюсов и минусов каждого из них.

Вода в качестве охлаждающей жидкости

К достоинствам такого теплоносителя традиционно относят:

  • доступность;
  • экологичность, что важно для всех предприятий, готовая продукция которых должна соответствовать санитарным нормам;
  • дешевизну;
  • прекрасные теплопроводные и теплоемкостные показатели.

В числе основных недостатков:

  • замерзание при температуре ниже нуля градусов;
  • вызывает коррозию при попадании на металлические части оборудования и охлаждающего устройства;
  • быстрое появление микрофлоры, которая забивает элементы чиллера и уменьшает скорость теплообмена.

Антифриз, как жидкость для чиллера

Плюсов у антифриза несколько больше, чем у воды:

  • продолжительный срок эксплуатации — без доливки и замены может циркулировать в чиллере на протяжении 2-3 лет;
  • не замерзает при отрицательной температуре;
  • антикоррозийные свойства;
  • химический состав антифриза исключает появление в нем микроорганизмов;
  • медленно нагревается;
  • выступает в роли смазки.

Среди минусов:

  • не всегда под рукой (на случай протечек или экстренной замены); не дешевый;
  • очень токсичен, если содержит в основе этиленгликоль (варианты с пропиленгликолем не ядовиты, но стоят дороже);
  • не рекомендуется охлаждать лазерные излучатели антифризом
  • более вязкий, в сравнении с водой, из-за чего помпе сложнее его прокачивать.

В заключение статьи следует заметить, что не следует путать антифриз и тосол в тех случаях, когда будет принято решение не использовать воду для охлаждения элементов станка. Несмотря на сходное действие, эти жидкости имеют различия в составе. В тосол включены специальные присадки, которые предназначены для работы в агрессивных условиях и небезопасны для чиллера.

В случаях перехода с воды на антифриз, что вполне допустимо, необходимо хорошо промыть систему антисептическим раствором или дистиллированной водой (потребуется около 30 литров). В отличие от обычной, смешивать которую с антифризом категорически не рекомендуется, дистиллированная вполне может использоваться, как переходной вариант.

Узнать стоимость